На главную
Карта сайта
Контакты
Добавить в избранное
21 / 11 / 2017  
Українська мова Русский язык English
 
 
Investor Relations & Украина
IR - гид
Об IR - Agency
Услуги IR - Agency
Контакты
Новости IR - Agency
IR - исследования
Календарь IR - событий
Конкурс IR - кейсов
Публикации
Рейтинги & коммуникации
Рынок капитала
Корпоративное управление & устойчивое развитие
Клиент-центр
Партнеры

Nota bene

Биржа как информационный центр фондового рынка Украины


15 апреля 2010 г. в Киеве в пресс-центре информационного агентства "Українські Новини" состоялся круглый стол  на тему: "Биржа как информационный центр фондового рынка Украины", организатором которого выступило Investor Relations Agency. В работе круглого стола приняли участие представители ПФТС, Украинской биржи, Варшавской биржи, АУФТ, УАИБ, UAIR, USAID, ГКЦБФР, Госагентства по инвестициям и инновациям, Enterprise Estonia, Dragon Capital, Astrum Capital, "Галнафтогаз" и др.

Основной целью деятельности биржи, как организатора торгов на рынке ценных бумаг, является предоставление участникам биржи необходимого количества качественных финансовых инструментов. Высокое качество активов, которые торгуются на биржевом рынке, возможно только при условии соответствующего уровня открытости, прозрачности акционерных обществ-эмитентов и создания равных условий для всех участников биржевых торгов относительно доступности информации об эмитентах, в результате чего предупреждается возникновение инсайдерской торговли активами.

Информация - определяющий фактор при принятии управленческих и инвестиционных решений, особенно в условиях интернет-трейдинга, когда существенно уменьшается время между моментом получения информации и принятием решений (совершением сделки). Недостаток информации увеличивает риск инвестиций.

Установление стандартов раскрытия информации эмитентами является важным звеном для создания эффективной системы листинга ценных бумаг, привлечения большего количества эмитентов к публичному размещению ценных бумаг на биржевом рынке, улучшения качества допущенных к торгам ценных бумаг через переход эмитентов с внелистингового биржевого списка ко второму или первому уровню листинга.

Механизмы раскрытия информации направлены на повышение инвестиционной привлекательности украинского рынка ценных бумаг, привлечения денег в экономику Украины, обеспечение максимальной информационной прозрачности фондового рынка для всех его участников - эмитентов, инвесторов, инфраструктурных организаций и регуляторных органов.

Биржа способна и должна трансформироваться в восприятии участников рынка из исключительно "торговой площадки-организатора торгов" в "организатора торгов - центр информационной системы инфраструктуры рынка ценных бумаг" в Украине.

Модератором дискуссии выступил управляющий партнер Investor Relations Agency Александр Никишев.


Вступительное слово управляющего партнера
Investor Relations Agency
Александра Никишева.

Уважаемые дамы и господа!
Рынки капитала  под влиянием кризиса претерпели существенные изменения. Правила, еще вчера казавшиеся нам единственно верными и понятными, сегодня таковыми не являются. Как результат - отсутствие эффективных  методов управления рынками капитала в обновленных посткризисных условиях при утрате доверия между участниками : эмитентами и инвесторами.

Нам предоставлена уникальная возможность переосмыслить, проанализировать созданную в докризисный период инфраструктуру национального рынка ценных бумаг, понять и оценить ее сильные и слабые стороны, разработать стратегию преобразований биржевого рынка, направленную на его совершенствование и развитие.  Каждый из участников рынка, а именно биржи, эмитенты, торговцы ценными бумагами, регуляторы сделали со своей стороны ряд шагов, реализованных и в нормативной базе. За последнее время значительное внимание уделено совершенствованию нормативной базы именно биржевой деятельностью. По нашему мнению, необходимо уделить внимание коммуникационно-информационному функционалу биржи.

Биржевые операции связаны с повышенным риском финансовых потерь вследствие нерешенности проблемы получения участниками   торгов широкого спектра оперативной и достоверной рыночной информации, о текущих ценах, котировках, прогнозах отраслевой конъюнктуры, корпоративных событиях и иной информации об эмитенте и ценных бумагах.

Необходимо преодолеть неприятие эмитентами такой формы привлечения капитала как публичное размещение ценных бумаг. Фондовый рынок Украины может и должен реализовать свое экономическое предназначение: концентрация и перераспределение капитала. Достижение этой цели невозможно без построения эффективных коммуникаций между эмитентами и инвестиционным сообществом, одним из представителей которых являются биржи. Информация - это определяющий фактор при принятии инвестиционных решений: “кто владеет оперативной и надежной информацией, тот имеет прибыль”.

Позиция Investor Relations Agency

1. В условиях дефицита финансирования экономики за счет кредитных и государственных средств, основными источниками могут и должны стать публичные размещения акций и облигаций (привлечение паевого и заемного капитала). 

2. В процессе корпоративной реформы АО стала очевидной необходимость трансформации существующей системы листинга ценных бумаг с целью создания работоспособной и эффективной системы листинга.

3. Эмитенты остро нуждаются в методической поддержке, проведении обучающих мероприятий, направленных на повышение уровня их прозрачности, транспарентности и преодоления существующих стереотипов и предубеждений.

4. В Украине в настоящее время отсутствует институт Investor Relations (IR), который обеспечивает взаимодействие эмитентов и инвестиционного сообщества (включая биржи).

Оценка видения позиции ЭМИТЕНТОВ
1. Акционерные общества, имеющие организационно-правовую форму “публичные”, де-факто таковыми не являются.
2. Восприятие биржи как дополнительной “надстройки”, неэффективного посредника между эмитентом и поставщиками капитала: “биржа - для торговцев, а не для эмитентов”.
3. Отсутствие практической возможности соответствия эмитента текущим требованиям биржевого листинга, (например – убыточность банков при обязательности листинга для публичных АО).
4. Отсутствие ресурсной базы для реализации и поддержки публичности АО (человеческие ресурсы, финансирование, методология).
5. Невосприятие публичного размещения ценных бумаг эмитентом как источника его финансово-хозяйственной деятельности.
6. Непонимание (нежелание) менеджмента АО работать в условиях open-space, когда все решения (в т.ч. управленческие) имеют оценку рынка (через рыночную стоимость ЦБ); недооценка значимости фактора рыночной капитализации АО.
7. Неготовность изменения информационной политики АО во исполнение Закона об АО.


Оценка видения позиции  УЧАСТНИКОВ БИРЖИ
1. Минимальный (недостаточный) объем акций, находящихся в обращении на биржевом рынке (free-float).
2. Низкий уровень ликвидности ценных бумаг.
3. Отсутствие стимулирующих факторов для эмитентов проводить публичные размещения ценных бумаг.
4. Низкий уровень качества раскрытия информации эмитентами; ориентация эмитентов при раскрытии информации не на видение инвестора, а на формальное соблюдение требований ГКЦБФР.
5. Недостаточный объем информации, раскрываемый АО, отсутствие  единых стандартов определения и раскрытия аналитических показателей; отсутствие равного доступа к информации об эмитенте для  всех участников торгов.
6. Низкий уровень периодичности раскрытия информации акционерным   обществом (для ГКЦБФР - 1 раз в год; для биржи - ежеквартальная финансовая отчетность и информация о существенных фактах).

Успешная биржевая торговля включает в себя две составляющие:
 - ретроспективная картина динамики цен сделок за длительный период времени для проведения технического анализа;
 - новостная информация, охватывающая как можно более широкий спектр событий, оказывающих влияние на цены финансовых инструментов (новости макро-  и микроэкономического характера, изменения в системе рыночного регулирования, состояние зарубежных   финансовых рынков, материалы об эмитентах).
Недостаток информации значительно увеличивает риск инвестиции, а  в некоторых случаях приводит к отказу от инвестирования в ценные бумаги “непрозрачного эмитента”.

Оценка видения позиции БИРЖИ
1. Предоставление участникам биржи необходимого количества качественных финансовых инструментов.
2. Создание равных условий для участников биржевых торгов в доступности информации об АО; снижение уровня транзакционных издержек.
3. Увеличение объема торгов; рост числа участников биржи и рост  числа эмитентов, проводящих публичные размещения через  биржевой рынок, рост уровня ликвидности ценных бумаг и капитализации эмитентов.
4. Предупреждение манипулирования ценами на рынке ЦБ (прозрачность эмитента обеспечивает формирование реальной справедливой цены).
5. Развитие в Украине рынка интернет-трейдинга обусловливает необходимость создания инфраструктуры, ориентированной на частного инвестора - обеспечение брокеров и инвесторов оперативной и достоверной информацией о торгах (в т.ч. биржевых курсах) , корпоративных новостях эмитентов.

Оценка видения позиции ЗАКОНОДАТЕЛЯ:
1. Затянутость сроков рассмотрения и принятия необходимых рынку законодательных актов. Отсутствие гибкости в корректировке законодательных норм в связи с изменением рыночных условий. Отсутствие системности в формировании законодательной базы.
2. Разобщенность позиций законодателя и участников рынка капитала. Чаще всего позиция рынка не реализуется в виде законодательных актов.

  © 2008-2011
Investor Relations Agency