На главную
Карта сайта
Контакты
Добавить в избранное
21 / 11 / 2017  
Українська мова Русский язык English
 
 
Investor Relations & Украина
IR - гид
Об IR - Agency
Услуги IR - Agency
Контакты
Новости IR - Agency
IR - исследования
Календарь IR - событий
Конкурс IR - кейсов
Публикации
Рейтинги & коммуникации
Рынок капитала
Корпоративное управление & устойчивое развитие
Клиент-центр
Партнеры

Nota bene

Сайт агрохолдинга глазами инвестора 2014

"Капитал 500", #3, 2014

Investor Relations Agency провело первое исследование корпоративных сайтов агрохолдингов Украины с точки зрения доступности информации, необходимой для потенциальных и действующих инвесторов (собственников акций и/или облигаций). Аналогичные исследования проводятся в Европе, однако украинские компании не входят в перечень анализируемых в зарубежных исследованиях и не могут получить релевантный benchmark для оценки качества своих IR-сайтов. В будущем мы планируем проводить данное исследование на регулярной основе для отслеживания динамики в развитии качества коммуникаций с инвесторами в Украине.


Параметры исследования
Из порядка 500 украинских компаний, производящих сельхозпродукцию и продукты питания, лишь 21 из них (4% от общего числа), осуществляющих операционную деятельность в Украине, выходила на фондовые биржи с целью привлечения инвестиций.

Из ТОП-100 крупнейших, по объему земельного банка, украинских агрохолдингов (по версии национального агропортала Latifundist.com), у 38% из них отсутствуют или не работают корпоративные сайты.

В выборку исследования вошли агрохолдинги, имеющие листинг на фондовых биржах или осуществлявших привлечение инвестиций через фонды прямых инвестиций или международные финансовые институты. Вторым критерием отбора агрохолдингов для включения в исследование, был определен размер земельного банка холдинга, превышающий 60 тысяч гектаров. Общее число проанализированных агрохолдингов - 32, из них 66% осуществили публичное фондирование, а 34% привлекали инвестиции через закрытое фондирование.

Было выделены 10 основных групп параметров для оценки IR-раздела корпоративного сайта агрохолдинга. При отсутствии оценочного параметра на сайте ставилось 0 баллов. При оценке группового параметра, суммарный балл за группу разбивался на количество оценочных подгрупп.

Цель данного исследования - представить комплексную оценку качественного уровня коммуникаций с инвестиционным сообществом через корпоративный сайт, а также проанализировать возможные направления развития коммуникаций украинских агрокомпаний.

 

1. Отдельная страница для инвестора
В структуре корпоративных сайтов агрохолдингов Украины в 72% компаний созданы специальные страницы для акционеров (инвесторов). Интересно отметить, что 2 компании из публичного сектора не имеют специальной страницы для инвесторов (Continental Farmers Group и AgroGeneration). При этом 4 компании из непубличного сектора (36% от числа компаний, привлекавших инвестиции через закрытое фондирование) имеют отдельную страницу для инвесторов в структуре своих корпоративных сайтов. Такое распределение говорит о том, что выход на биржу являются основным фактором для формирования специального раздела для инвестора, но не исключительным.

 

2. Финансовая информация
Для инвестора доступ к финансовой информации является одним из основных факторов для принятия инвестиционных решений. Только одна компания разместила финансовую отчетность по национальным стандартам (Агротрейд), все остальные компании размещают финансовую отчетность, сформированную по международным стандартам. Такое распределение является отражением локации инвесторов (преимущественное большинство имеет инвесторов-нерезидентов). Позиции компаний по доступу к архиву финансовой отчетности разделились поровну: 50% агрохолдингов предоставляют доступ к архиву, и столько же – 50% нет. При этом 4 компании из публичного сектора не имеют архивов, а 2 из них (UkrLandFarming и Cereal Planet) на корпоративном сайте вообще не размещают финансовую отчетность.
В одном случае  (UkrLandFarming) мы отмечаем применение "фильтра" при получении финансовой отчетности: необходимо заполнить анкету (с указанием, кто ты: equity investor, fixed income investor, sell side. Лишь после этого отчет будет отправлен на указанный е-мейл после рассмотрения запроса).

 

3. Структура собственности
Структуру собственности компаний раскрывают исключительно агрохолдинги, привлекавшие публичное фондирование. Из 21 публичной компании только 11 (52%)  раскрыли структуру собственности.


 

4. Корпоративное управление
Исследование показало, что украинские агрохолдинги значительное внимание уделяют вопросам корпоративного управления. Первоначально формирование системы корпоративного управления обусловливалось биржевыми требованиями. В последующем уровень развития систем в украинских агрохолдингах напрямую связан с оцененностью или недооценностью собственником и топ-менеджментом возможностей инструментария, которое может предоставить компании корпоративное управление. Наименее охотно компании раскрывают корпоративные документы (только 34% раскрывают устав).
 
Раскрытие информации о составе органов управления агрохолдинги считают приоритетным: так, 26 компаний (81%) раскрывает состав Правления, 18 компаний (56%) раскрывают состав Наблюдательного совета, а также 38% компаний раскрывают информацию о независимых директорах. Необходимо отметить, что именно украинские агрохолдинги занимают лидирующие позиции по привлечению к управлению компанией независимых директоров. Наилучшую практику в данной категории представили 5 агрохолдингов: Кернел Групп (раскрытие данных о дивидендной политике, общих годовых собраниях акционеров и особых событиях, 3 независимых директора, сформированные комитеты в совете директоров); Мироновский Хлебопродукт (4 неисполнительных директора, сформированные комитеты в совете директоров); Glencore (5 неисполнительных директоров, список членов совета директоров и менеджмента, владеющих акциями, а также список основных акционеров); Трайгон Фарминг Харьков (3 независимых директора, ежегодный отчет о корпоративном управлении, список основных акционеров), Милкиленд-NV (5 неисполнительных директоров, раскрытие корпоративных документов, кодекса наилучшей практики WSE).


5. Раскрытие корпоративной информации
Наиболее распространенным и привычным инструментом раскрытия информации для агрохолдингов является пресс-релиз и сообщения о корпоративных событиях (75%), при этом корпоративный отчет раскрывают только 56% компаний, а специальные презентации для инвесторов готовят только 53% компаний. Мы отмечаем, что раскрытие информации на сайте не полной мере коррелирует с биржевыми сообщениями. Акцент компаний на коммуникации посредством пресс-релизов и сообщений о корпоративных событиях без одновременного развития новых каналов говорит об устаревших подходах к коммуникациям с инвесторами, которые не учитывают изменения  в требованиях инвесторов.


 

6. Данные о ценных бумагах 
Данные о ценных бумагах (акциях и/или облигациях) преимущественно представлены в виде информации об эмиссии ценных бумаг (59%), при том, что сам проспект эмиссии раскрывается только 41% компаний. Мы отмечаем раскрытие информации о котировках акций или облигаций 47%, однако в ряде случаев имеет место некорректное отражение данных и/или отсутствие исторических котировок (например, на сайте Мрия Агрохолдинг размещен нефункционирующий график котировок акций и облигаций). Для долговых инвесторов объем информации существенно ограничен: только 19% компаний раскрывают данные о кредитном рейтинге, нет практики раскрытия информации о погашении задолженности.

 

7. Корпоративная социальная ответственность 
О своей приверженности принципам КСО заявляют 59% исследуемых агрохолдингов, при этом только 4 из них раскрывают нефинансовые отчеты. Компании отмечают необходимость развития взаимодействия с общинами, однако на данном этапе развития не видят КСО как действенный инструмент формирования и повышения инвестиционной привлекательности компании. По мнению инвесторов, КСО для украинских компаний в большинстве случаев является PR-инструментом. Результаты нашего исследования в целом этот тезис подтверждают (в частности, декларация приверженности КСО без каких-либо отчетов и описаний активности мы отмечаем у KSG Agro), при некоторых исключениях. Так, в частности агрохолдинг Астарта-Киев  публикует  КСО-отчет по принципам Глобального Договора ООН. В июне 2014 года в компании Астарта-Киев утвердили Стратегию по КСО на 2014-2016, а также был создан Комитет по КСО. Агроходинг HarvEast публикует политику Группы СКМ в области устойчивого развития. При этом Отчет Группы СКМ по устойчивому развитию за 2012 год на сайте компании опубликован в феврале 2014 года. Компания НИБУЛОН раскрывает Социальные отчеты за 2011 и 2012 годы. Glencore представила Интерактивный годовой отчет по устойчивому развитию по стандартам GRI.

 

8. DIGITAL коммуникации
 
При разработке корпоративных сайтов, а соответственно и IR-разделов, учитывается тенденция роста использования целевыми аудиториями мобильного доступа в интернет-сети (41% компаний  разработали мобильные версии корпоративных сайтов). При том, что IR-сайт направлен на получение обратной связи от инвесторов, лишь половина украинских холдингов на данный момент видит корпоративный сайт как инструмент двусторонних IR-коммуникаций (только 15 компаний из 32 имеют формы обратной связи).  Довольно часто можно встретить формат сайта-визитки «Сам себе инвестор». Распространенной является практика несвоевременного обновления данных и небрежного отношения к работоспособности сайтов (неработающие ссылки, неоперативность реконструкции). Следуя мировому тренду, агрохолдинги начали включать в свои коммуникации социальные сети (19%), наиболее распространенными является присутствие в Twitter, Facebook, Linkedin.

 

9. Контакт с инвесторами
 
6% украинских агрохолдингов вообще не указывают на своих сайтах никаких контактов для коммуникаций с инвесторами. Только 50% компаний предоставляют персональные данные investor relations officer. Одной из основных ошибок в коммуникационных политиках агрохолдингов является недооценивание «Раздела для инвесторов» как единственного способа напрямую «поговорить» со всеми заинтересованными, но пока неизвестными компании инвесторами.


10. Соответствие лучшей практике коммуникаций с инвесторами

 
В графическом виде мы приводим основные параметры соответствия лучшей практике коммуникаций с инвесторами. Только 28% компаний осуществляют маркировку размера и формата документов, что является довольно низким показателем в сравнении с мировой практикой. На данном этапе мы не можем говорить о дружественности  и максимальной направленности на качественные двусторонние коммуникации с инвесторами. Создается впечатление, что компании скорее «отгораживаются» от инвесторов.
Корпоративный сайт должен быть направлен на трансляцию положительного образа компании. Качество сайта (и его IR-раздела) проверяется простым тестом: были бы Вы готовы инвестировать в компанию на основе тех данных, которые Вы можете найти на ее корпоративном сайте?

 

Итоговая таблица исследования
(светлым оттенком отмечены непубличные агрокомпании)

 


  

Александр Никишев, управляющий партнер Investor Relations Agency ©


Более подробная информация -
по запросу 

  © 2008-2011
Investor Relations Agency